Как не попасть под санкции КоАП в 2015 году? Практические советы работодателям

16032015В течение прошлого года у работодателей была возможность осуществить оценку условий труда работников и привести свои кадровые документы в соответствие с новыми требованиями Трудового кодекса и закона о специальной оценке условий труда. Санкции в отношении работодателей, которые не выполнили требований нормативных актов, вступили в силу уже с 1 января 2015 года.

 Еще 28 декабря 2013 года был принят Федеральный закон № 426–ФЗ «О специальной оценке условий труда», который установил обязанность работодателя организовывать и, за счет собственных средств, осуществлять проведение специальной оценки труда работников (за исключением условий труда дистанционных работников). После принятия ФЗ № 426-ФЗ, были внесены и существенные изменения в Трудовой кодекс РФ, вступившие в силу в 2014 году.

Изменения в ТК

А с 1 января 2015 года вступили в силу поправки в КоАП, устанавливающие новые виды административных правонарушений, а также ответственность за их совершение. Введение санкций, уверены авторы поправок, послужит дополнительным стимулом для работодателей выполнять новые требования законодательства.

С 2014 года в Трудовом кодексе прописаны обязанности работодателя и права работника. Теперь, вместо аттестации рабочих мест работодатель обязан проводить специальную оценку труда.

Ее должна проводить сторонняя специальная организация. Делается это для выявления вредных и опасных факторов, оказывающих воздействие на работников на рабочем месте, в последующем - их оценку. Перечень исследуемых факторов производственной среды и трудового процесса (оборудование, материалы, профессиональные заболевания), а также требования к организации, проводящей оценку, определены в 426–ФЗ.

Оценка условий труда производится однократно раз в пять лет, для определения перечня гарантий и компенсаций, предоставляемых работнику за работу в неблагоприятных условиях. Результаты оценки влияют на размер страховых взносов работодателя в бюджет, на необходимость обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, организацию медицинских осмотров.

Условия труда подразделяются на 4 класса - оптимальные, допустимые, вредные и опасные, которые присваивает организация, производящая оценку. Если вредные и опасные производственные факторы на рабочем месте не выявлены, то условия труда признаются допустимыми и работодатель может заполнить декларацию, действительную в течение пяти лет, о соответствии условий труда требованиям законодательства.

Установлен прямой запрет на оформление фактически сложившихся трудовых отношений в форме гражданско-правовых договоров. В связи с чем введено новое основание возникновения трудовых отношений - признание отношений, возникших на основании договоров подряда, договоров услуг с физическими лицами, трудовыми.

Данный запрет направлен на защиту прав работников и усиление ответственности работодателя.

Работник, с которым заключен договор подряда или оказания услуг, вправе потребовать от организации (самостоятельно, путем обращения в государственную инспекцию труда или в суд) заключения трудового договора.

Кроме того, государственная инспекция труда, при выявлении указанных случаев, имеет право, не дожидаясь заявления работника, самостоятельно обратиться в суд с подобными требованиями.

В случае признания отношений трудовым, работник будет иметь все права (оплачиваемый отпуск, оплату больничного листа, взносы в пенсионный фонд, выплаты за вредные условия труда и т. д.) с того момента, когда он начал выполнять работу/оказывать услуги организации.

Теперь только руководитель компании или уполномоченный приказом руководителя сотрудник имеет право допустить нового работника к работе.

Ранее Трудовой кодекс РФ не предусматривал порядка допуска работника к работе. Если работника допустил не уполномоченный сотрудник, то работодатель имеет право не заключать трудовой договор, а обязан оплатить только фактически отработанное время.

Расширен перечень обязательных условий трудового договора.

Во-первых, всем работодателям в договоре с работниками необходимо указать условия труда на рабочем месте, определяемые на основании специальной оценки условий труда (оптимальные, допустимые, вредные и опасные).

Во-вторых, работодателю необходимо перечислить гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, предусмотренные Трудовым кодексом РФ (выдача средств индивидуальной защиты, выдача молока, организация комнат отдыха и проч.) Гарантией может служить, в том числе, продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, рабочего времени работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Если при заключении трудового договора в него не были включены обязательные условия, то это не является основанием для признания трудового договора незаключенным или его расторжения. Трудовой договор должен быть дополнен недостающими сведениями (приложением к трудовому договору либо отдельным соглашением сторон).

Новые санкции

В целях обеспечения механизма реализации указанных норм, законодатель предусмотрел с 1 января 2015 года введение новых санкций за нарушение требований трудового законодательства, отсутствовавших в предыдущих редакциях Кодекса об административных правонарушениях.

 

Вид нарушения

Лицо, которое может быть привлечено к административной ответственности

Меры ответственности

Фактическое допущение работника к работе без ведома руководителя компании, не подтверждающего впоследствии возможность такого допущения

Работник

наложение административного штрафа

на граждан в размере от 3 000 до 5 000 руб.

Работодатель (должностное лицо)

наложение административного штрафа

на должностных лиц - от 10 000 до 20 000 руб.

Уклонение от заключения трудового договора или подмена его договором подряда, оказания услуг

Работодатель

(должностное лицо, индивидуальный предприниматель, юридическое лицо)

наложение административного штрафа:

на должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 руб.

на индивидуальных предпринимателей -  от 5 000 руб. до 10 000 руб.

на юридических лиц - от 50 000 до 100 000 руб.

Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, установленных трудовым законодательством

Работодатель

(должностное лицо, индивидуальный предприниматель, юридическое лицо)

Предупреждение или наложение административного штрафа:

на должностных лиц в размере от 2 000 до 5 000 руб.

на индивидуальных предпринимателей - от 2 000 до 5 000 руб. 

на юридических лиц - от 50 000 до 80 000 руб.

Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее не проведение

Работодатель

(должностное лицо, индивидуальный предприниматель, юридическое лицо)

Предупреждение или наложение административного штрафа:

на должностных лиц в размере от 5 000 до 10 000 руб.

на индивидуальных предпринимателей - от 5 000 до 10 000 руб.

на юридических лиц от 60 000 до 80 000 руб.

Допуск работника к работе без обучения и проверки знаний требований охраны труда

Работодатель (должностное лицо, индивидуальный предприниматель, юридическое лицо)

наложение административного штрафа:

на должностных лиц в размере от 15 000 до 25 000 руб.

на индивидуальных предпринимателей - от 15 000 до 25 000 руб. 

на юридических лиц - от 110 000 до 130 000 руб.

Допуск отдельных категорий работников  к работе без прохождения медицинских осмотров (при поступлении, в течение трудовой деятельности, в начале смены)

Работодатель (должностное лицо, индивидуальный предприниматель, юридическое лицо)

наложение административного штрафа:

на должностных лиц в размере от 15 000 до 25 000 руб.

на индивидуальных предпринимателей - от 15 000 до 25 00 руб.

на юридических лиц - от 110 000 до 130 000 руб.

Допуск отдельных категорий работников к работе без прохождения психиатрических освидетельствований

Работодатель (должностное лицо, индивидуальный предприниматель, юридическое лицо)

наложение административного штрафа:

на должностных лиц в размере от 15 000 до 25 000 руб.

на индивидуальных предпринимателей - от 15 000 до 25 000 руб.

на юридических лиц - от 110 000 до 130 000 руб.

Допуск отдельных категорий работников к работе при наличии медицинских противопоказаний

Работодатель (должностное лицо, индивидуальный предприниматель, юридическое лицо)

наложение административного штрафа:

на должностных лиц в размере от 15 000 до 25 000 руб.

на индивидуальных предпринимателей - от 15 000 до 25 000 руб.

на юридических лиц - от 110 000 до 130 000 руб.

Необеспечение отдельных категорий работников средствами 

индивидуальной защиты

Работодатель (должностное лицо, индивидуальный предприниматель, юридическое лицо)

наложение административного штрафа:

на должностных лиц в размере от 20 000 до 30 000 руб.

 на индивидуальных предпринимателей - от 20 000 до 30 000 руб.

 на юридических лиц - от 130 000 до 150 000 руб.

Невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение предписания государственного инспектора по охране труда

Работодатель (должностное лицо, индивидуальный предприниматель, юридическое лицо)

наложение административного штрафа:

на должностных лиц в размере от 30 000 до 50000  рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет;

на индивидуальных предпринимателей, - от 30 000 до 50 000 руб.

на юридических лиц - от 110 000 до 200 000 руб.

 

Из-за чего можно«вляпаться»

Проверьте, на всякий случай, все ли вы успели сделать правильно до 1 января 2015 года. В частности, кадровик должен был успеть:

    проверить факт наличия/отсутствия трудовых договоров со всеми работниками, оформить отсутствующие договоры;
    дополнить трудовые договоры с работниками обязательными условиями, обозначенными выше;
    провести специальную оценку условий труда (если до 01 января 2014 в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации);
    провести обучение работников и заполнить журналы обучения требованиям охраны труда и пожарной безопасности;
    выявить категории работников, подлежащих медицинским осмотрам, определить периодичность проведения осмотров, проверить актуальность сведений о проведенных медицинских осмотрах;
    определить порядок допуска к работе новых работников и назначить уполномоченных лиц;
    отдельным категориям работодателей проверить наличие и исправность средств индивидуальной защиты;
    В целях исключения возможности признания трудовыми договоров подряда и оказания услуг, заключенных с физическими лицами, необходимо было:

    исключить ссылки на трудовое законодательство и локальные акты организации;

    определить  предмет договора не как трудовую функцию, а как обязанность выполнить конкретную задачу, имеющую конкретный результат;

    закрепить показатели качества результата выполняемой работы, оказываемой услуги;

    закрепить условие об оплате по договору только после подписания акта приема-передачи конкретной оговоренной работы (услуги);

    закрепить размер денежного вознаграждения в твердой денежной сумме;

    исключить условия о режиме рабочего времени и  времени отдыха, гарантиях и компенсациях;

    установить даты начала и окончания выполнения работ (оказания услуг).

Законодатель достаточно подробно регламентировал права работников на нормальные (оптимальные) условия труда, отразил гарантии, обеспечил механизм их реализации. Дальнейшая деятельность в сфере защиты прав работников напрямую будет зависеть от органов, осуществляющих правоприменительную практику, их компетентности и способности исполнять возложенные на них функции.

Кроме того, введение санкций послужит способом дисциплинировать работодателей, и в большей степени защитит права работников.

Источник: Правовой портал КАДИС